В России автопроизводители выступают за сохранение традиционных мер господдержки рынка на 2017 год.
Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) подготовила письмо в Минпромторг в поддержку программы обновления парка автомобилей. Об этом сообщает "Коммерсант". В документе отмечается, что за восемь месяцев по программе реализовано 29,5% всех проданных машин (263,7 тыс. шт.), тогда как по другим программам "существенно меньше": по льготному автокредитованию — 178,9 тыс. машин, по льготному лизингу — около 30 тыс. шт. Автопродажи продолжают падать (на 14% за январь--сентябрь), а прекращение программы, по мнению ассоциации, приведет к усугублению ситуации. АЕБ просит продлить на следующий год все три меры поддержки. При этом на фоне продолжающегося роста цен ассоциация настаивает на увеличении лимита стоимости машин, участвующих в программах, до 1,5 млн руб. (сейчас — 1,15 млн руб.).
У отрасли до сих пор нет полного понимания, можно ли рассчитывать на господдержку в следующем году и в каком объеме. На прошлой неделе Минпромторг предложил правительству выделить 64,1 млрд руб. и отказаться от программы обновления парка, сообщал Reuters. В Минпромторге от комментариев отказались.
В середине октября глава Минпромторга Денис Мантуров заявлял, что госпрограмма поддержания спроса больше неэффективна, с чем согласно и Минэкономики. Вместо этого Минпромторг разработал программу адресной поддержки спроса для отдельных категорий россиян. Речь идет о таких программах, как "Первый автомобиль", "Семейный автомобиль" (для семей минимум с тремя детьми), субсидирование спроса для социальных работников. Минэкономики считает, что нужно отказаться от тотального стимулирования спроса: это не мотивирует компании снижать издержки и улучшать качество машин (см. "Ъ" от 13 октября).
В российских автоконцернах, впрочем, настаивают на продлении уже опробованных механизмов. На АвтоВАЗе "Ъ" сообщили, что не видят "знаков к восстановлению рынка" в краткосрочной перспективе, и в этой ситуации программы стимулирования спроса (утилизация, лизинг, trade-in) должны быть продолжены в 2017 году и "до момента, когда иные меры поддержки будут показывать эффективность".
В Hyundai "Ъ" рассказали, что доля продаж по льготному автокредитованию достигает 35%, продаж по госпрограмме поддержки в trade-in — в пределах 30%. "Мы согласны, что именно программа утилизации несколько изжила себя — доля продаж по утилизации поначалу доходила до 80%, сейчас сжалась примерно до 11%",— рассуждает исполнительный директор Hyundai Алексей Калицев. Тем не менее, по его мнению, программы trade-in и льготного кредитования способствуют покупке нового автомобиля: так, скидка на наиболее популярную модель бренда Solaris составляет весьма значительные 7%. В Hyundai отмечают, что без господдержки рынок не восстановится, а продажи компании в 2017 году могут упасть на 20-30%. При этом "господдержка является существенным фактом планирования производства на следующий год, нам бы хотелось понимания сейчас, а не в следующем году", подчеркивает господин Калицев. Топ-менеджер считает, что сегодняшний спрос приоритетнее будущего спроса, который, согласно позиции Минэкономики, программа "отъедает".
В Kia отметили, что поддерживают любые инициативы по стимулированию спроса. В компании рассказали, что около 24% от всех продаж приходится на льготное кредитование, на trade-in — около 10%. В группе ГАЗ также считают, что программа обновления парка не исчерпала себя и позитивный эффект по утилизации LCV сохраняется.
По мнению собеседника "Ъ", эффективность новых сегментарных программ не гарантирована. "Пока выпустят все эти постановления, уже закончится второй квартал",— отмечает он, при этом производителям придется вкладывать в рекламу этих совершенно новых мер. Впрочем, другой источник "Ъ" говорит о вреде программы trade-in для производителей, поскольку это "раздувание вторичного рынка". Независимый эксперт Сергей Литвиненко согласен, что господдержка отрасли действительно нужна, но, вероятно, текущий формат не столь эффективен — влияние на рынок от программы утилизации постепенно снижается, а программа trade-in является недостаточно адресной. Новый формат господдержки должен не только поддерживать спрос, но и решать стратегические задачи, помогая крупным и локализованным производителям.
Недавно в дилерских центрах Лада начались проблемы с поставкой модели Priora. Но желающим приобрести этот автомобиль не стоит расстраиваться — скоро в шоу-румах появится обновленная Priora.